главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

 новости

18 января 2024


  Верь, молись... делай это правильно

В Бурятии шаманизм был распространен еще у жителей древнего Байкала. Как правильно вести себя и не поссориться с духами Байкала?

О том, как правильно вести себя в шаманских местах, рассказал ясновидящий шаман Игорь Барлуков

Намоленные места
В Бурятии говорят: «Если относишься к Байкалу хорошо, он одарит тебя, если плохо — пеняй на себя». Люди верят, что у озера есть характер и своя воля: вредителей он наказывает, а за благие поступки вознаграждает. По пути к Байкалу есть священные места, в которых принято просить у духов спокойной дороги или хорошей погоды.

О том, как правильно вести себя в таких местах, рассказал ясновидящий шаман Игорь Барлуков, для которого общение с духами — повседневность. По его словам, места поклонения духам появились тогда же, когда на берегу начали селиться люди.

— В каждой деревне есть свое святое место, куда испокон веков ходили молиться предки. Люди там живут давным-давно, столько же лет существуют эти места. Для жителей Бурятии Байкал — это священное море, а покровитель водной стихии – один из сильнейших представителей тотема богов. Как ясновидящий шаман, я, когда езжу на Байкал, могу молиться и брызгать в любом месте. Все взаимосвязано: вода не только стихия, но и суть божества, — рассказывает Игорь.

Люди верят, что если помолиться в священном месте на пути к Байкалу, то дорога и погода во время путешествия будут спокойными. Если же относиться к озеру без уважения или, того хуже, вредить ему, то оно может ответить тем же.

— Характер у Байкала непростой. Люди, живущие на берегу, хорошо с ним знакомы. Взять хоть байкальский ветер — сарму. Его не зря считают одним из самых опасных ветров: он переворачивает лодки, люди тонут. Знакомый рыбак говорит, что сарма — самый страшный ветер. Дело не в его высоте, а в какой-то разрушительной мощи. У нас не принято мусорить в озеро, это табу, это осквернение воды. Все-таки Байкал — это особое место, почитаемое, — задумчиво произносит шаман.

Он отмечает, что задобрить духов подаяниями совсем не главное. Достаточно просто помолиться и поприветствовать хозяев местности.

Подкрепить свою молитву можно белой пищей, монеткой или же «побрызгать» — обмакнуть безымянный палец в напиток, а затем щелчками разбрызгать капли по четырем сторонам света, начиная с той, откуда светит солнце. Брызгать принято алкоголем: раньше для обрядовых действий и таких ритуалов использовалась молочная водка — тарасун. Ее готовили исключительно для обрядов или на большие праздники, чтобы поставить перед дорогими гостями. Сам напиток был слабоалкогольным, да и тратить дорогостоящий продукт на распитие люди не хотели.

Но со временем тарасун заменили на простую водку, ведь на изготовление молочного напитка уходило много времени, а сам процесс был дорогим. Однако есть и те, кто хранит традиции и по сей день брызгает тарасуном.

— Говорят, что буряты брызгают водкой, потому что любят пить. Но так думают только обыватели, которые далеки от бурятских традиций. Корни у этой традиции совсем другие: водка стала заменителем тарасуна, потому что ее проще и дешевле купить. Вот и вся причина, почему брызгают алкоголем, — объясняет шаман.

«Бурханить» служитель духов советует осознанно: если не знаешь, где брызгать, лучше этого не делать. Везти с собой много угощений для духов тоже не стоит, достаточно помолиться и оказать уважение поклоном. Кроме того, преподносить угощения нельзя после заката.

— Говорят, ночью не надо брызгать — чертей кормишь. После заката наступает их время. Поэтому, если ночью брызгать, угощать будешь чертей. Привяжутся потом неупокоенные сущности, — предупреждает шаман.

Знак уважения
Еще одна традиция, которая часто встречается в священных местах, — вязать на ветки деревьев хадаки. Игорь Барлуков советует не вязать их на ствол дерева, потому что шелк разлагается десятки лет и ленты могут навредить дереву. Куда лучше будет неплотно повязать хадак на ветки или же положить рядом с деревом.

Хадаки тоже своеобразное подношение духам местности. Привязывая их на деревья, люди молятся, а цветные ленты остаются как след, чтобы боги видели их молитвы. Хадаки могут быть разных цветов, и у каждого есть свое сакральное значение. Голубой — вечное синее небо, белый — открытая дорога, зеленый — природа, красный — огонь.

В священных местах нельзя мусорить, охотиться, проявлять неуважение к хозяевам и вести себя непочтительно. Осквернять такие места то же самое, что нарушать спокойствие в дацане. И наказание от духов может быть соответствующим.

Шаман, слегка покачиваясь на стуле, задумчиво говорит о том, что загадок на земле много и все же одно из самых таинственных мест — Байкал. Даже сегодня озеро изучено так мало, что люди вряд ли представляют, какие загадки таят в себе его воды. Но одно мы знаем точно: нужно с уважением относиться к Байкалу и местным божествам.

 

Вернуться назад

 «Информ Полис»

   

главная

все новости

история

шаманство

статьи

магазин

All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru
© 2007-2024